Автор Елена Пономарёва проводит анализ недавно вышедшей на русском языке книги Стипе Месича, последнего президента СФРЮ и президента Хорватии (2000—2010). Здесь сразу следует оговориться, что эта книга была написана буквально по горячим следам распада Югославии — в мае 1992 года.
Месич предельно откровенно пишет о своих задачах и событиях последних месяцев Югославии. «Действуя в интересах хорватской исторической программы, я инициировал разъединение страны и одновременно создание союза суверенных государств на югославском пространстве. В Президиуме я пытался защищать существующую законность и легитимность. Но в первую очередь я отстаивал интересы Хорватии. Мой взгляд все время был обращен к той Хорватии, к которой мы стремились в мечтах и делах.. , продолжая лучшие традиции хорватского национального движения»
Тем не менее очевидно, что если бы в трагические месяцы 1991 года на посту председателя Президиума оказался не представитель Хорватии, то ситуация развивалась бы по-другому. Югославию все равно не удалось бы сохранить, но раздел прошел бы иным путем. Как человек, облеченный политической властью федерального уровня, Месич принимал решения в интересах не страны, которую он возглавлял, а продиктованные его представлениями о будущем Хорватии, мечтами, как он сам пишет, о ее величии (см. С. 393). Кто-то его может за это осудить, кто-то — оправдать. Однако окончательный вердикт выносит лишь История."
Автор статьи приводит ужасные факты о концлагерях на территории Хорватии во время Второй Мировой войны - волосы встают дыбом:
"А тем не менее напомнить о зверствах хорватских фашистов нужно — прежде всего потому, что это даст понимание, почему югославская армия вынуждена была не только предпринять попытки по защите границ общего государства (см. C. 66—71,176—196), но и встать на сторону сербов в Хорватии и Боснии в память о страшных событиях Второй мировой войны. Конечно, память о прошлом ни в коей мере не может оправдать допущенных армией ошибок и жертв, но понять происходившее поможет.
Дело в том, что точное число жертв геноцида сербов во время Второй мировой войны неизвестно до сих пор, и даже сербские историки не едины в этом вопросе. По разным оценкам, именно в результате геноцида погибло от 197 до 800 тысяч человек[16]. Зато точно известно, что Хорватия была единственной европейской страной—союзницей Германии, создавшей свои собственные концентрационные лагеря. Среди самых крупных: Даница, Джа-ково, Керестинец, Крушчица, лагерь на острове Паг, Лоборград, Саймиште, Ста-ра-Градишка (был создан специально для женщин и детей), Ядовно, Ястребарско (там содержались дети от одного месяца до 14 лет; в августе 1942 года 4-я бригада Народно-освободительной армии Югославии спасла из лагеря 700 детей)[17].
Однако самым страшным был Ясено-вац, созданный в августе 1941 года[18]. «По ужасам и зверствам, которые совершали в нем усташи, Ясеновац не имеет аналогов в истории человечества: заключенных убивали кувалдами, молотками, болванками, дубинами, затаптывали солдатскими башмаками. По масштабам преступлений это третий концентрационный лагерь в оккупированной Европе после Аушвица и Треблинки»[19]. По оценкам Американского мемориального музея Холокоста, общее число жертв усташей составляет от 330 до 390 тысяч человек, среди которых от 45 до 52 тысяч сербов[20]. Не щадили усташи и своих собратьев. Полагают, что от 5 до 12 тысяч хорватов — оппонентов режима Павелича погибли в одном только Ясено-ваце[21]."
На мой взгляд, этот Месич - предатель.