Инна Клименко (innaklimenko) wrote,
Инна Клименко
innaklimenko

Где-то теряешь, но где-то находишь....шшш...шипит!

"Русские получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское, и как пробка сама по себе выстреливает, а пена орошает платья сидящих за столом дам."

Думаю, что самое время вспомнить удивительную личность, о которой точно мало, кто знает. Нет, имя её, конечно, известно многим, так сказать, на слуху уже несколько веков. А вот про историю и судьбу той, которая, можно сказать, создала и подарила миру божественный напиток - шампанское, большинству точно не ведомо. Хочу вас удивить, в новогодние праздничные дни, под бокал холодненького шампанского, рассказать про мадам Клико! Наливаем... Шшш-шшш...

Обожаю профессионалов! Не перестаю ими восхищаться! Именно профессионалы, на мой взгляд, проживают самые счастливые жизни. Поэтому если вы стремитесь к тому, чтобы продвинуться в своей профессии, реализовать свою заветную мечту, которая ещё и должна осчастливить многих, значит, вам будет полезно покопаться в жизнеописании этой особы. Лично меня вдохновляют такие люди, как мадам Клико. А вас?

Имя вдовы Клико для истинных ценителей шампанского означает очень многое. Тем не менее, далеко не все любители благородного напитка способны отделить торговую марку от реального образа Николь-Барб Клико Понсардин, которая еще в 1805 году унаследовала одну из знаменитейших компаний по производству шампанских вин после смерти своего мужа и успешно руководила ею вплоть до собственной кончины в 1866-м.

Когда в 1789 году грянула Великая Французская революция, будущей мадам Клико было всего 12 лет, ее звали Николь Барб Понсардэн и ее семья владела достаточно обширными виноградниками. Николь была единственным ребенком, то есть наследницей вполне приличного состояния, поэтому недостатка в претендентах на ее руку не было. Не красавица, но и не дурнушка, она, помимо всего прочего, унаследовала от отца не только практический образ мыслей, но и гибкость мышления, что впоследствии и сыграло главную роль в ее жизни.

Как человек увлекающийся, он стал убежденным бонапартистом и даже получил из рук императора титул барона. Но так как до революции он был монархистом, то вернувшиеся к власти Бурбоны, сослав Наполеона на о. Эльбу, этот титул у отца юной Николь не отобрали. Барон Понсардэн, как говорят французы, всегда умел вовремя вывернуть свой политический сюртук наизнанку, умел держать нос по ветру, и потому его богатства только приумножались, а в семье царил прагматичный дух французских буржуа, известных своей деловой сметкой.

Это качество весьма пригодилось Николь Барб, которая в 1798 году, двадцати одного года от роду, вышла замуж за владельца виноградников и заводов по производству шампанского господина Франсуа Клико. Таким образом, как это часто бывало, объединились две семьи, имеющие в собственности виноградники. Через 6 лет молодая женщина овдовела, и вот тогда-то и решила всю оставшуюся жизнь посвятить делу своего мужа и взяла начатое им предприятие в свои руки. Николь Клико-Понсарден, обладавшей незаурядным предпринимательским талантом и фантазией, суждено было на весь мир прославить фамилию своего супруга.

Мужчины мало интересовали эту женщину, на свой брак она смотрела как на удачную сделку, детей отдавала кормилице в деревню и не слишком часто их навещала, овдовев же, всецело отдалась своей единственной любви – производству вина. Пока был жив ее супруг, человек флегматичный и консервативный, многие идеи молодой виноградарши так и оставались не реализованными. На свободе она развернулась в полную силу, изумляя родных и знакомых своими коммерческими успехами и талантом винодела.

Пока Европа была охвачена огнем войны, мадам Клико удалось наладить поставки шампанского в другие страны, где этот праздничный напиток на тот момент был гораздо более уместен. После окончания военных действий ее вина ждал огромный коммерческий успех.

В те годы шампанское считалось дешёвым вином и Барба-Николь поставила перед собой тяжелую задачу превратить его в напиток аристократии. Для этого вид шампанского должен был приобрести новую эстетику. Поэтому именно эта дама создала, говоря современным языком, тренд шампанского, который и существует уже много лет.

57326271_1

Мадам Клико принадлежит авторство метода очистки шампанского до кристальной прозрачности, которым до сих пор пользуются все виноделы мира. Ранее все шампанское было мутным из-за дрожжей. Вдова Клико, будучи в первую очередь женщиной, решила сделать игристое вино не просто вкусным, но красивым. Она придумала метод «рюмажа» — технологию, которая позволила избавиться от дрожжей в бутылке и сделать шампанское кристально прозрачным. Для этого бутылка шампанского хранится горлышком вниз под особым наклоном, время от времени ее необходимо поворачивать, немного меняя угол наклона — процедура должна проводиться обязательно вручную.
Такой способ хранения позволяет осадку скапливаться в самом узком месте бутылки, а после замораживания, остается только убрать ненужную льдинку из бутылки и наслаждаться золотистым напитком.
Прибор для рюмажа также изобрела сама Барба-Николь – она просто просверлила дырки в обыкновенном столе.
Еще одним изобретением мадам Клико стала проволочная уздечка, надеваемая на пробку — жидкость в бутылке находится под давлением, в 3 раза превышающем давление в автомобильной шине.


Королевские и императорские дворы разных стран были покорены шампанским от мадам Клико. В начале нового века она отправила корзину с вином в магазин некоего московского купца, обосновавшегося на Тверской. А после победы над Наполеоном русские солдаты во Франции добрались до винных подвалов вдовы Клико. Однажды в ее покои вбежал шампанских дел мастер с отчаянным криком: "Мадам! Они сбивают замки, они пьют наше драгоценное вино!". Дремавшая в кресле вдова встрепенулась и произнесла: "Пусть пьют, они потом заплатят!".
Осенью 1814 года зафрахтованное ею судно доставляет в Санкт-Петербург двадцать тысяч бутылок шампанского. Расчет оказался точным - вино раскупили мгновенно, и даже непомерная по тем временам цена в 12 рублей за бутылку не стала препятствием. Русские стали платить...

С 1806 по 1814 годы в Санкт-Петербурге постоянно жил ее личный посланец месье Бонэ. Так что Александр I попробовал ее шампанское не так уж случайно. Среди посланий Бонэ к мадам Клико есть такое, датированное первым годом его пребывания в русской столице: «Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова, а то наши конкуренты могут этим воспользоваться».
Конкуренты, конечно же, были. И все же клиентуру вдова Клико завоевывала в России более умело. Этого она добивалась не только за счет качества своего напитка, но и за счет тщательного изучения нравов и привычек русской знати.

Русские, писал ей г-н Бонэ, получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское, и как пробка сама по себе выстреливает, а пена орошает платья сидящих за столом дам. Соответственно при компоновке шампанского для России это учитывалось. Шампанское лилось рекой. Успех проведенной операции по засылке шампанского Клико в Россию был полным. Проспер Мериме писал по этому поводу: "Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят".

Николь Клико-Понсарден скончалась в 1866 году, дожив до 89 лет. (Интересное и любимое дело - залог долгожительства!) Она оставила после себя большой Дом, носящий ее имя и верный традициям безупречного качества, который и в наше время рождает на свет шедевры шампанского виноделия.
Сейчас на троне, который раньше занимала прославленная вдова, во второй раз за всю историю оказалась женщина — 44-летняя Сесиль Бонфонд. Как спешит подчеркнуть сама Сесиль, ее приоритетом является сохранить свое семейное положение, так как муж настойчиво просил ее не стать второй вдовой на этом посту.

P.S. Может показаться странным, но именно вдовы виноторговцев сыграли в истории шампанского особую роль. Унаследовавшие дело своих покойных мужей, они с завидной настойчивостью и упорством завоевывали себе место в предпринимательском мире, где с мнением женщин считаться было не принято. Вдова Клико-Понсарден, вдова Лоран-Перрье, вдова Поммери, вдова Энрио… Их имена стали торговыми марками. Об этих женщинах так и говорят во Франции — знаменитые Вдовы шампанского.

Всё-таки, для женщины, бизнес и семья - вещи тяжело сочетаемые, ага? Есть тут какие-то свои заковырки... И почему-то, вдыхая аромат шампанского, вспомнилась сейчас самка богомола! Но, как говорится, нет худа без добра. Выпьем за талантливых женщин! Шшшш....

Использовала источники: http://www.passion.ru/, http://alinareyzelman.ru/





Tags: бизнес, вино, здоровый дух, понравилось-поделилась
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments