Инна Клименко (innaklimenko) wrote,
Инна Клименко
innaklimenko

Валентин Катасонов: Самый ценный ресурс в условиях рыночной экономики – это дурак

Ученый-экономист о проблеме невостребованности выпускников российских вузов …

"Бизнесу на сегодняшний день уже не нужны специалисты с высшим образованием. Мне приходилось не раз общаться со студентами, которые говорят, что даже крупные корпорации требуют очень немногого от выпускника университета. В итоге получается, что университетское образование является избыточным. Планка требований со стороны потребителя рабочей силы в бизнесе находится на достаточно низком уровне. Вполне достаточно подготовки в рамках среднего специального образования, а высшее образование предназначается для решения задач гораздо более высокого уровня в области науки, техники, госуправления и т.д.

Программы обучения студентов формируются сегодня не исходя из потребностей общества, экономики или бизнеса, а исходя из того, что необходимо чем-то занять студента в течение многих лет обучения. Некоторые вузы идут по пути прагматизма, считая, что должны давать прикладные и практические знания студентам. Но реально они не могут дать этих знаний, потому что на них нет заказа. В результате читается множество разных курсов в процессе обучения, которые затем оказываются совершенно бесполезны в работе выпускника, потому что никто не знает, где же он будет работать. Этот разрыв между высшей школой и заказчиком приводит к тому, что в значительной мере и преподаватели, и студенты зря тратят свои силы, время и деньги.

В советское время существовало экономическое планирование, от него шло планирование потребности в экономике и обществе количества специалистов разных направлений. Государство было заказчиком в этом вопросе, и вузы готовили конкретных специалистов по техническому заданию. Могу сослаться на свой личный пример. В 1972 году я заканчивал МГИМО, мы уже на первом курсе знали куда пойдем работать. Нас на это ориентировали, набор предметов был очень конкретным, прикладным. Специалист с первого дня был готов выполнять свои обязанности на рабочем месте. Сегодня, по сути, обучение специалиста начинается на рабочем месте. Получается, что высшая школа занимается крайне непроизводительным трудом, происходит коммерциализация высшего образования, мотивация преподавателей и студентов искажается. Безусловно, нужно восстанавливать эту систему заказчика и «производителя образовательных услуг». Раз уж мы действуем в рыночной среде, то нужно учитывать эти правила и требования, что, к сожалению, не делается. В итоге можно только пожалеть и преподавателей и студентов.

Специалисты инженерных направлений у нас не востребованы потому, что сектор экономики реально деградирует из года в год, потребности в специалистах снижаются. Даже в той области, где я работаю, формально вузы готовят аспирантов, но часто даже после защиты они имеют немного шансов быть трудоустроенными. Такие парадоксы. Это, как говорят экономисты, «производство товара на склад». Это признак перепроизводства, так как экономические механизмы не работают. Те средства, которые тратятся на высшую школу, оказываются выброшенными на ветер.

Сегодня настолько мутировала экономика, что говорить о высокой потребности в специалистах, каких бы то ни было, не приходится. Мы живем в условиях рыночной экономики, которая сама по себе ничего не производит. Производить она может только в исключительных случаях, потому что производство - это достаточно нерентабельный вид экономической деятельности. Она занимается в основном перераспределением, а для этого нужны другие качества и свойства. Профессионализм, специальные знания в области математики или механики, другие серьезные знание не нужны. Для того, чтобы человек мог выполнять перераспределительные функции в экономике совсем не надо пять лет учиться. Более того, это даже бывает вредно, потому что человек может чему-то научиться и начать задавать какие-то "лишние" вопросы: в каком мире он живет, куда пойдет работать, будет ли заниматься общественно-полезной или разрушительной деятельностью?

Мне очень понравилась фраза моего коллеги, который задал такой вопрос студентам: «Какой ресурс самый ценный в условиях рыночной экономики?» Студенты наперебой стали говорить, что это земля, рабочая сила, капитал и прочее. А преподаватель ответил им, что самый ценный ресурс - это дурак, а поскольку в природе они рождаются крайне редко, всего доли процента, то надо поставить на конвейер производство дураков. Сегодня работа этого конвейера начинается с детского сада.

Рыночная экономика - это перераспределение, а эффективное перераспределение в пользу немногих людей может осуществляться двумя способами - обманом и силой. Сила применяется в тех случаях, когда обман неэффективен. Обман эффективен только тогда, когда люди перестают что-либо понимать, тогда их легче обмануть. Может быть, это жесткая формулировка, но современному обществу сегодня не нужны думающие люди.

Я могу согласиться с тезисом, муссируемом сегодня, что обществу не нужно так много специалистов с высшим образованием, в том случае, если от меня хотят согласия с дальнейшим развитием страны по пути, которым мы идем сегодня. Для данной модели общества, действительно людей образованных надо очень немного. Но если мы хотим выползать из этого болота, то нам потребуются люди думающие, образованные, но для этого высшее образование должно основываться, конечно, не на тех программах, которые в данное время существуют. Так что с предлагаемым тезисом я могу согласиться, если признать, что это движение в никуда. Если же мы хотим возродиться, то, прежде всего, нужно начинать с возрождения человеческого капитала. Для этого требуется совершенствование высшей, средней и начальной школы, переход на другие образовательные программы, призванные учить людей думать, воспитывающие их. А сегодня высшая школа порой даже развращает молодежь через разные программы, которые содержат яд и уничтожают души людей. Но коренная перестройка школы возможна только тогда, когда возникнут серьезные повороты во всей нашей внутренней и внешней политике."
Tags: Россия, кризис, образование, общество, политика, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments